25.07.2013

Расшифрован геном масличной пальмы

Группа учёных из Малайзии и США расшифровали геном масличной пальмы. 34 802 гена рассказали о миллионах лет эволюции, пишет New York Times.

Полученные знания будут использованы для выведения деревьев, способных давать больше масла, что, возможно, снизит давление на оставшиеся тропические леса и в то же время поможет прокормить 9–10 млрд человек (столько нас будет к 2050 году).

Предки масличных пальм отделились от финиковых около 70 млн лет назад. Они росли в Африке и Южной Америке, которые тогда ещё составляли единый континент. Постепенно материки разъехались, а пальмы стали масличными.

Большинство цветковых растений содержит масло в семенах, потому что это эффективный способ запасти энергию, которая затем пригодится потомкам. Некоторые добавляют масло и в плоды, чтобы привлечь жадных до еды животных, разносящих потом семена со своим помётом. У масличной пальмы тоже обнаружены такие гены.

Наибольший интерес вызывает ген SHELL, который оказывает сильнейшее влияние на количество масла в плодах различных сортов. Его мутации способны повысить производительность дерева на целых 30%. Теперь фермеры могут сразу проверять семена на SHELL, а не ждать шесть лет, пока семя вырастет в плодоносящее дерево.

Исследователи надеются, что открытый доступ к геному позволит другим учёным в точности определить гены, которые помогут деревьям сопротивляться засухе и болезням. Кроме того, возможно, получится сделать так, чтобы масло содержало меньше насыщенных жиров, вредных для сердечно-сосудистой системы (поэтому масло, вообще говоря, не рекомендуется употреблять в пищу).

Экологи, впрочем, считают, что ДНК горю не поможет. Они опасаются, что если плантации станут более прибыльными, то сельскохозяйственные предприятия и мелкие фермеры захотят посадить ещё больше деревьев.

По-видимому, защитить тропические леса можно только политическим решением.

Результаты исследования опубликованы двумя статьями в журнале Nature.

Дмитрий Целиков